Йоулупукки и Зазан Охин: как зовут Аяз-Ату и Снегурочку в других странах. Путешествия от а до я Образ снегурочки в разных странах мира
Инга Маяковская
Время на чтение: 13 минут
А А
Мы привыкли к имени и образу нашего главного новогоднего Волшебника – Деда Мороза, с окладистой бородой, в длинной красивой шубе. Но любопытно, что такой персонаж в старой Руси был отрицательным – им пугали детей.
С развитием советского кинематографа Деда Мороза снабдили положительными качествами и доброй душой, благодаря которым, он на каждый Новый год, вместе со своей внучкой, Снегурочкой , привозит на тройке лошадей детям подарки и посещает детские праздники, поздравляя с Новым годом.
Известно, что дети Австралии, Америки и некоторых стран Европы на новогодних торжествах ожидают подарков от Санта Клауса
– самого известного брата нашего Деда Мороза, который наряжается в красный костюм с белой отделкой и ездит на оленьей упряжке по небу, разнося подарки. Какие же ещё зимние братья-волшебники есть у этих двух?
Знакомьтесь, брат Деда Мороза из Татарстана — Кыш Бабай
Добрый дед Кыш Бабай , с которым всегда приходит его снежная внучка — Кар Кызы, поздравляет детишек с Новым годом в Татарстане. Костюм у этого зимнего волшебника – синий. У Кыш Бабая – белая бородка, хитрые глаза и очень добрая улыбка.
Новогодние действа с участием Кыш Бабая в Татарстане сопровождаются присутствием персонажей из татарских народных сказок — Шурале, Батыр, Шайтан. Кыш Бабай так же, как и наш Дед Мороз, дарит детям подарки – их у него всегда полный мешок.
Юль Томтен – маленький брат Деда Мороза в Швеции
Этот зимний волшебник – очень маленького роста, и его имя в переводе звучит, как «Рождественский гном». Этот персонаж обосновался в зимнем лесу, и имеет верного помощника — снеговика Дасти.
К Юль Томтену можно сходить в гости в зимний лес – если, конечно, не боитесь темного леса, на дорожках которых бегают маленькие эльфы.
Брат Деда Мороза в Италии — Баббе Натале
Итальянский зимний волшебник приходит в каждый дом. Двери ему не нужны – он пользуется печной трубой, чтобы спуститься с крыши в помещение. Для того, чтобы Баббе Натале смог немного поесть с дороги, у камина или печи дети всегда оставляют чашку с молоком.
Подарки детям Италии дарит добрая фея Ла Бефана, а озорники получают уголек от сказочной злой волшебницы Бефаны.
Увлин Увгун – брат Деда Мороза из Монголии
На Новый год в Монголии празднуют ещё и праздник пастухов. Увлин Увгун ходит с кнутом, как самый главный пастух в стране, а на поясе в сумке носит главные предметы для пастухов – трут и огниво.
Помощница Увлин Увгун – его внучка, «снежная девочка», Зазан Охин.
Брат Деда Мороза — Синтерклаас из Голландии
Этот зимний волшебник – любитель мореплавания, ведь он каждый год под Новый год и Рождество приплывает в Голландию на красивом корабле.
Его сопровождают много чернокожих слуг, которые помогают в путешествиях, а также в приготовлениях к праздничным Новогодним торжествам.
Йоулупукки в Финляндии – брат нашего Деда Мороза, живущий в горах
Имя этого зимнего волшебника переводится, как «Рождественский дед». Дом Йоулупукки стоит на высокой горе, в нем живет также его жена – добрая Муори. Помогают по хозяйству Йоулупукки семейство трудолюбивых гномов.
Сам Йоулупукки носит куртку, сшитую из козлиной шкуры, широкий пояс из кожи, а также красный колпак.
Якутский Эхээ Дьыл — северный брат Деда Мороза
Эхээ Дьыл имеет прекрасного и сильного помощника – огромного быка. Каждую осень этот бык выходит из океана и старается отрастить большие рога. Чем длиннее вырастет рог у этого быка – тем крепче будет мороз в Якутии.
Одзи-сан – японский брат Деда Мороза
Одзи-сан ходит в красном тулупе и внешне очень напоминает Санта Клауса. Этот зимний волшебник привозит детям подарки на корабле по морю.
Святой Николай из Бельгии – самый старший зимний брат Деда Мороза
Святой Николай считается самым первым, старшим Дедом Морозом. Он облачен в белоснежную епископскую мантию и митру, ездит этот волшебник на коне. Святой Николай поздравляет детишек в Бельгии и дарит подарки, его повсюду сопровождает мавр Черный Питер, в руках у которого – розги для озорников, а за спиной – мешок с подарками для послушных детей.
Каждая семья, которая приютит Святого Николая у себя, получит от него в дар золотое яблоко.
Корбобо – узбекский брат Деда Мороза
Добрый дедушка Корбобо, который приносит детишкам подарки под Новый год, всегда путешествует в сопровождении своей внучки Коргыз. Он ездит на ослике, и поэтому может приехать даже в самые дальние кишлаки.
Пер Ноэль – брат Деда Мороза из Франции
Этот зимний волшебник из Франции – экстремал. Он бродит по крышам домов и проникает в дома по дымоходам каминов и печей, чтобы положить для детей подарки в башмаки.
Ямал Ири – брат Деда Мороза с Ямала
У этого зимнего волшебника есть постоянная прописка на Ямале, в городе Салехарде. Хотя Ямал Ири вышел из древних легенд коренных Северных народов, сегодня он живет вполне современной жизнью, пользуется интернетом и телефоном.
Стуча в свой волшебный бубен, Ямал Ири отгоняет злые силы. Если прикоснуться к волшебному посоху Ямал Ири, то все загаданные желания исполнятся. Одежда Ямал Ири – это традиционное одеяние северных народов: малица, кисы и украшения из костей мамонта.
Паккайне – карельский брат Деда Мороза
Это – младший брат Деда Мороза, ведь Паккайне молод и не исмеет бороды. У него есть постоянное место проживания недалеко от Петрозаводска, в чуме.
Паккайне Имеет темные волосы, он облачается в белые одежды, светлый тулуп, красную накидку и синие рукавицы. Паккайне дарит детишкам Карелии подарки, сладости и журит за непослушание самых озорных.
Брат Деда Мороза в Удмуртии — Тол Бабай
Удмуртский великан Тол Бабай, самый младший в семье великанов, в совершенстве владеет языками животных и птиц, он долгие десятки лет изучал пользу растений и стал главным охранником природы этого красивого края.
К людям Тол Бабай приходит не только в Новый год, он встречается с ними всегда, 365 дней в году, даря подарки и рассказывая о природе Карелии. Подарки для детей и взрослых Тол Бабай носит в берестяном коробе за спиной.
Соок Ирей из Тувы – ещё один северный брат Деда Мороза
Этот зимний волшебник ходит в богато украшенном, очень красивом национальном костюме сказочных героев Тувы. Этот тувинский зимний волшебник имеет собственную резиденцию – в скором будущем к ней будет построен культурно-развлекательный центр.
Сопровождает Соок Ирей матушка-зима по имени Тугэни Энекэн. Главный Дед Мороз Тувы дарит детям подарки. Раздает сладости, он умеет также сдерживать морозы и дарить людям хорошую погоду.
Якутский брат Деда Мороза – мощный Чысхаан
Зимний волшебник из Якутии имеет своеобразный костюм – он носит шапку с рогами быка, а одежда просто потрясает роскошностью украшения. Образ Чысхаана – якутского Быка Зимы — соединил в себе два прообраза – быка и мамонта, символизируя силу, мудрость и мощь.
По легенде якутского народа, осенью Чысхаан выходит из океана на сушу, принося с собой холод и морозы. Весной же у Чысхаана отваливаются рога – морозы слабеют, затем отпадает голова – наступает весна, а тело льды уносят в океан, где он чудесным образом восстанавливается до следующей осени.
Якутский Чысхаан имеет свою собственную резиденцию в Оймяконе, куда к нему могут приехать гости и получить в подарок себе холода и мороз.
Скоро Новый год постучится в двери каждого дома… Точнее, Дед Мороз постучится… А может, это будут симпатяшки-домовые в вязаных колпачках?! Или прекрасная фея Бефана?! Надо бы разобраться в том, кого ожидать в новогоднюю ночь.
Вот какие они бывают, эти Деды Морозы:
- Австралия, США — Санта Клаус. Американский дедушка носит колпачок и красную курточку, курит трубку, путешествует по воздуху на оленях и входит в дом через трубу. Австралийский Дед Мороз такой же, только в плавках и на скутере (знаете ли, жарко первого января в стране кенгуру:-).
- Австрия — Сильвестр
- Алтайский край — Соок-Таадак
- Англия — Батюшка Рождество
- Бельгия, Польша— Святой Николай. Как гласит легенда, он оставил приютившей его семье золотые яблоки в башмачке перед камином. Это было о-очень давно, поэтому Святой Николай считается самым первым Дедом Морозом. Он ездит на коне, облаченный в митру и белую епископскую мантию. Его всегда сопровождает слуга-мавр Черный Питер, который за спиной несет мешок с подарками для послушных детей, а в руках — розги для шалунов.
- Греция, Кипр — Святой Василий
- Дания — Юлетомте, Юлеманден, Святой Николас
- Западные славяне — Святы Микалаус
- Италия — Бабо Наттале. Кроме него, к послушным детям приходит добрая фея Бефана (Ла Бефана) и дарит подарки. Шалунам же достается уголек от злой волшебницы Бефаны.
- Испания — Папа Ноэль
- Казахстан — Аяз-ата
- Калмыкия — Зул
- Камбоджа — Дед Жар
- Карелия — Паккайнен
- Китай — Шо Хин, Шэн Дань Лаожэнь
- Колумбия — Папа Паскуаль
- Монголия — Увлин Увгун в сопровождении Зазан Охин (Снегурочка) и Шина Жила (мальчик-Новый год). Новый год в Монголии совпадает с праздником скотоводства, поэтому Дед Мороз носит одежду скотовода.
- Нидерланды — Сандерклаас
- Норвегия— Ниссе (маленькие домовые). Ниссе носят вязаные колпачки и любят вкусненькое.)
- Россия — Дед Мороз, Дед Трескун, Морозко и Карачун в одном лице. Он немного суров на вид. Носит шубу до земли и высокую шапку, в руках у него ледяной посох и мешок подарков.
- Румыния — Мош Джерилэ
- Савойя — Святой Шаланд
- Узбекистан — Корбобо и Коргыз (Снегурочка). В узбекские кишлаки в новогоднюю ночь верхом на осле въезжает «снежный дедушка» в полосатом халате. Это и есть Корбобо.
- Финляндия — Йоулупукки. Такое имя ему дано не зря: «Йоулу» означает Рождество, а «пукки» — козел. Много лет назад Дед Мороз носил козлиную шкуру и подарки развозил на козлике.
- Франция — Дед Январь, Пер Ноэль. Французский «Дед Январь» ходит с посохом и носит широкополую шляпу.
- Чехия — Дед Микулаш
- Швеция — Крисе Крингл, Юлниссан, Юль Томтен (Йолотомтен)
- Япония — Одзи-сан
Все Деды Морозы приносят подарки, но каждый делает это по-своему:
- Под елку кладет подарок российский Дед Мороз.
- В носке обнаруживают подарки англичане и ирландцы, а в ботинке — мексиканцы.
- Новогодние подарки сваливаются в дымоход во Франции, а на балкон — в Испании.
- В Швеции Дед Мороз подкладывает подарки к печке, а в Германии оставляет на подоконнике.
Деды Морозы — они все такие неодинаковые! Выглядят по-разному, один добрый, а другой может и пожурить. У каждого есть свой персональный способ проникнуть в праздничный дом.
Но какой бы ты ни был, Дед Мороз, ты есть для того, чтобы поздравить и вручить подарок!
Как мы знаем, в каждой стране есть свой Дед Мороз. Но, по нашим представлениям, каждому Деду Морозу полагается своя Снегурочка. Но не везде это так. А кто вообще выполняет роль Снегурочки в разных странах? И выполняет ли?
1", "wrapAround": true, "fullscreen": true, "imagesLoaded": true, "lazyLoad": true , "pageDots": false, "prevNextButtons": false }">
Но для начала об истории нашей Снегурочки. Собственно внучка Деда Мороза появилась на свет благодаря одноименной пьесе Александра Островского, вышедшей в 1873 году. Однако вплоть до самой революции Снегурочка присутствовала на елках лишь в « кукольном» варианте, то есть в виде фигурок на елке, а также в костюмах девочек. А вот после того как в 1935 году вновь разрешили запрещенную на протяжении ряда лет советской власти елку, Снегурочка уже начала выполнять функции непременной спутницы и помощницы Дедушки Мороза.
Женские аналоги
Широко распространен образ Снегурочки также в бывших республиках СССР: в Азербайджане это Гарагыз, сопровождающая местного Деда Мороза Шахта Баба, одетого в голубой костюм, в соседней Армении – Дзюнанушик или « Снежная Ануш» – спутница Дзмера папи (Зимы-деда), в Узбекистане – Коргыз, сопровождающая дедушку Корбобо, облаченного в полосатый халат и разъезжающего на осле.
В Монголии тоже есть своя Снегурочка. Зовут ее Зазан Охин, и сопровождает она монгольского Деда Мороза – Увлина Увгуна. Впрочем, в данном случае она не единственная спутница дедушки, рядом шествует еще Шин Жил – мальчик – Новый год.
В Болгарии же спутницей Деда Мороза является Снежанка, в честь которой даже назван один из популярных национальных салатов. А шведскую Снегурочку зовут Лючия. Она является в короне из зажженных свечей.
В Италии же к детям – параллельно с местным Дедом Морозом Бабо Натале, а не вместе с ним, – приходит добрая фея Бефана. В новогоднюю ночь она проникает в дома через дымоход и приносит хорошим детям подарки, а непослушным лишь золу да угольки.
« Мужская» замена
Святой Николай, который посещает детей в Бельгии и Польше, ходит в сопровождении маленького чернокожего мальчика – Черного Питера. Персонаж этот несколько устрашающий – за спиной у него мешок с подарками для послушных детей, а в руках розги для детей непослушных.
Черный Питер сопровождает и Синтеркласса – Деда Мороза из Нидерландов и Фландрии. Ведет он себя более мягко – хорошие дети находят утром в своей обуви подарки, а непослушные – пакетики с солью.
На Черного Питера чем-то похож и помощник французского Деда Мороза – Пьера Ноэля. Его зовут Пьер Фуэтар, а в народе еще называют « Злым папой». С ним связана такая легенда – в 1100 году этот персонаж и его супруга похитили и убили трех юношей, поджарили и собирались съесть. Но Пьер Ноэль воскресил юношей, а в наказание заставил преступника быть своим вечным рабом. Главная функция Фуэтара – следить, чтобы подарки раздавались только « правильным» детям.
В Австрии, Баварии и Венгрии местный Санта-Клаус приходит к детям в сопровождении чертика Крампуса. Его дело не дарить подарки, а пугать непослушных детей. Есть даже легенды о том, как Крампус уносил плохих детей в свой замок и скидывал в море. Но это, конечно, только легенда. Кстати, 5 декабря в Баварии и Австрии отмечается День Крампуса, когда все жители одеваются в жутковатые одеяния и весело пугают окружающих.
В других же регионах Германии у Санта-Николауса есть помощник по имени Кнехт Рупрехт, с кем связаны всякие страшилки – дескать, он составляет в течение года на каждого ребенка подробное досье. А в XIX веке были популярны истории, как Рупрехт уносил безобразников в мешке в дремучий лес.
А вот чешский Дед Мороз – Микулаш – приходит в сопровождении « уравновешенного дуэта» – ангела в белоснежной одежде и лохматого чертенка. Первый раздает сладости, а второй – скучные картофелины.
« Коллективная замена»
Санта-Клаус из США прилетает на санях, запряженных оленями, в сопровождении эльфов и гномов. Гномы, облаченные в накидки, и с головами, увенчанными островерхими шапочками с белым мехом, сопровождают и финского дедушку со сложным именем Йоулупукки.
А некоторые Деды Морозы вообще приходят в гордом одиночестве!
Конечно, наши самые любимые персонажи новогоднего праздника – это Дед Мороз и Снегурочка. Но если некие подобия нашего русского языческого Бога Деда Мороза под разными именами существуют во многих странах, то Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа.
Мы давно уже привыкли к ежегодному появлению этой сказочно прекрасной, вечно юной, веселой и бесконечно доброй русской Богини на новогодних торжествах и каждый раз с удовольствием скандируем: «Снегурочка! Снегурочка! Снегурочка!» И даже трудно представить, что на наш зов может никто не откликнуться.
Происхождение Снегурочки до недавнего времени было покрыто глубокой тайной. Всем известно, что она внучка Деда Мороза, но кто ее отец и мать до недавнего времени было известно весьма путанно и туманно. По этой причине редакция SuperCook.ru провела свои собственные фундаментальные научно-исторические исследования, наконец-то прояснившие эту великую древнюю тайну.
Наш всесильный русский языческий Бог Дед Мороз могуч и велик во всем, в том числе и в способности по-русски превелико выпивать – с божественным здоровьем у него все в порядке, никакие хвори и опьянения его не берут…
Однажды у великого русского Бога-Отца Деда Мороза и божественной Снежной Вьюги-Метелицы родился Бог-Сын Снеговик. По причине зачатия в состояниии крепкого новогоднего подпития родителей, он родился несколько слабоватым умом, но очень добрым и отзывчивым. Привычку выпивать он от Отца не перенял, потому совсем не пьет, а всякой еде предпочитает мороженое.
В один прекрасный момент у зимнего Бога-Сына Снеговика и русской богини Весны-Красны родилась дочка Снегурочка. Так как у непьющего Снеговика с божественной генетикой все в порядке, его дочка уродилась на славу!
Всем Снегурочка вышла – и перенятой от Весны-Красны невиданной божественной красотой, и умом, и сообразительностью, и перенятыми от Снеговика добротой и несклонностью к принятию алкоголя.
Божественные мамашки Бога-Сына Снеговика (сына Деда Мороза и Снежной Вьюги-Метелицы), и Богини-Внучки Снегурочки (дочки Снеговика и Весны-Красны) быстренько от этой развеселой разгульной новогодней компании разбежались и появляются там нечасто. Мудрая Весна-Красна предпочитает общаться с Дедом Морозом, Снеговиком и Снегурочкой лишь кратенько, перед самым наступлением весеннего тепла, когда наши веселые новогодние Бог-Отец Дед Мороз, Бог-Сын Снеговик и Богиня-Внучка Снегурочка уже собираются к отъезду на все лето в свою вотчину на Диком Дальнем Севере. А вот более смелая и решительная божественная Снежная Вьюга-Метелица эпизодически навещает своих новогодних родственников в течение всей зимы, да и летом тоже иногда заглядывает их проведать в северной Стране Вечных Снегов.
А вот что известно о Снегурочке из других, более ранних источников.
Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.
Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).
В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.
В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.
Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.
Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов (т.е. на самую главную ёлку Советского Союза).
История Снегурочки.
Снегурочка - русский новогодний персонаж. Она – уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения.
Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка (а не девочка) – вечно юная и жизнерадостная языческая Богиня, одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается, хотя с середины XX века в ее одежде иногда стали использовать и голубые тона. Её головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить «правильный» костюм.
Образ Снегурочки не зафиксирован в древнем русском народном обряде. Снегурочка – сравнительно недавнее достижение русской культуры.
Ныне часто фигурирует глубоко ошибочное, антинаучное мнение, будто образ нашей Снегурочки возник из образа некой языческой богини зимы и смерти Костромы.
Здесь вспомним, что в исторической науке существует термин «кабинетная мифология», в которой известные разрозненные факты искусственно «притягиваются за уши», мощно дополняются собственной фантазией "исследователя", и в результате возникает квазиисторическое сочинение в стиле фэнтези, не имеющее ничего общего с реальностью. Зачастую, такие ученые-мифологи работают под заказ властей – местных или государственных.
В исторической науке «кабинетная мифология» не вчера возникла и не завтра исчезнет. Во всех науках всегда были и есть любители посочинять отсебятину, не связанную с действительностью. Связь образа русской Снегурочки с Костромой была "найдена" костромскими краеведами, когда власти Костромы решили объявить свои места родиной Снегурочки.
Заметим, что якобы "древний" обряд, связанный с образом Костромы, был впервые отмечен и описан только в XIX веке, так что древность сведений о нем весьма невелика. Много позже из этих описаний местные костромские «кабинетные мифологи» сделали выводы, будто миф о Снегурочке возник из "древнего" славянского обряда похорон Костромы, который проводился крестьянами в местностях вокруг города Кострома.
Но рассмотрим, кто такая Кострома в этом обряде.
МараСлово «Кострома» имеет один корень со словом костер. По описаниям исследователей XIX века, в конце зимы чучело Костромы в разных деревнях крестьяне в окрестностях города Костромы хоронили по-разному. Соломенное чучело, изображавшее Кострому, радостно, с улюлюканьями и прибаутками или топили в реке, или сжигали.
Из добросовестных описаний исследователями XIX века видно, что обряд уничтожения чучела Костромы до мелочей повторяет существовавший с глубокой древности обряд праздничного уничтожения весной чучела надоевшей злой Зимы-Марены, в разных местностях также именуемой Морена, Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара.
Из описаний обряда отчетливо видно, что богиня зимы Кострома - не отдельное самостоятельное божество, а всего лишь местное (локальное) костромское имя общеславянской Марены (Мораны), языческой богини смерти, зимы и ночи.
Морана (Марана, Кострома…) олицетворялась в образе устрашающем: неумолима и свирепа, зубы ее опаснее клыков дикого зверя, на руках страшные, кривые когти; Смерть - черна, скрежещет зубами, быстро мчится на войну, хватает падших ратников и, вонзая в тело свои когти, высасывает из них кровь.
МаренаМножественность в русском языке имен Мораны-Костромы не удивительна. В XIX веке на Руси еще существовало множество местных особенностей русского языка, к середине ХХ века практически исчезнувших из-за введения единого стандартизованного образования. Например, один и тот же древний языческий праздник урожая, традиционно отмечаемый в день осеннего равноденствия, в разных местностях России именовался Вересень, Таусень, Овсень, Авсень, Усень, Осень, Радогощь.
Зима МаренаСожжение чучела Зимы (Марены, Костромы и т.д.) – это проводы надоевшей зимы, практиковавшиеся по весне у всех народов Европы, включая славян, у которых в дохристианские времена существовала общая религия друидов/волхвов (у славян языческие священнослужители-друиды именовались "волхвы").
В дохристианские времена чучело Зимы уничтожали утоплением в воде или сжиганием в день весеннего равноденствия во время языческого праздника Комоедицы (см. подробности). Позднее, когда победившая христианская церковь под страхом тяжкой кары запретила языческую Комоедицу и ввела взамен христианский праздник Масленицу (в Европе именуемый "карнавал"), чучело Зимы люди стали уничтожать в последний день Масленицы.
Обряд сожжения на Комоедицу в день весеннего равноденствия (позднее в христианские времена – в последний день Масленицы) чучела надоевшей Зимы-Марены (а не Масленицы, как некоторые ошибочно полагают) был призван обеспечить плодородие земель.
Конечно, нет никаких оснований ассоциировать образ нашей русской Снегурочки с образом древней злой и жестокой богини зимы, смерти и ночи Мораны (Костромы) – это всего лишь нелепые антинаучные натяжки излишне остроумных костромских краеведов, действовавших под заказ местных властей.
Бессмысленны и попытки искать корни родства Снегурочки в дохристианской мифологии славян, которая к XIII веку была полностью и невосстановимо уничтожена церковниками, и о которой ныне практически ничего неизвестно.
В жестокие средневековые времена внедрения христианства на завоеванной и порабощенной пришлыми скандинавскими бандитами-варягами (викингами) Руси русский народ лишился и своей мифологии, и древней славянской рунической письменности, а вместе с рунической письменностью – и всех своих исторических хроник, которые вели волхвы. Именно тогда история, верования и обычаи славян дохристианских времен в течение нескольких веков старательно уничтожались церковниками и варяжскими властями и стали неведомыми.
Обратимся к реальной истории происхождения нашей русской Снегурочки.
Известно, что боги когда-то родятся, некоторое время живут в сознании людей, а потом умирают, стираясь из памяти.
В великой русской культуре XIX века произошло чудо рождения новой Богини, которая уже никогда не исчезнет из памяти русского народа, покуда наш русский народ будет существовать.
Для понимания этого русского культурного явления не следует ошибочно полагать, что новых богов способен создавать лишь хитроумный еврейский народ, а другие народы в своем творчество и традициях должны непременно плясать под дудку только еврейских религиозных фантазий. Как показывает история культуры XIX и XX веков, русские люди тоже не лыком шиты. Было бы неплохо, если бы и в нынешнем XXI веке русские об этом не забывали.
С древнейших времен люди делали подобия человека из разных материалов (т.е. скульптуры), иногда воображая свои скульптуры ожившими (вспомним древний миф о Пигмалионе и Галатее).
Образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в северных сказках. В записанном исследователями русском фольклоре XIX века Снегурочка тоже фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.
Наиболее вероятно, русская народная сказка о Снегурочке была сочинена где-то в середине XVIII века, возможно, под влиянием северных сказаний, пришедших через русских северных поморов, а затем интерпретировалась в устном творчестве различных рассказчиков. Так на Руси появились варианты этой волшебной сказки.
В русских народных сказках Снегурочка чудесным образом возникает из снега именно как живой человек. Славянской Богиней Снегурочку сделал в 1873 году великий русский драматург А. Н. Островский, подарив ей в родители славянских богов Деда Мороза и Весну-Красну. А у богов, как известно, рождаются боги.
Снегурочка ОстровскогоРусская сказочная Снегурочка – персонаж удивительно добрый. В русском фольклоре нет даже намеков на что-то отрицательное в характере Снегурочки. Напротив, в русских сказках Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.
Порожденная творчеством русского народа сказка о Снегурочке - явление уникальное во всем мировом сказочном творчестве. В русской народной сказке «Снегурочка» нет ни одного отрицательного персонажа! Такого нет ни в одной другой русской сказке и в сказках иных народов мира.
Изумительная русская культура XIX века породила еще одно подобное уникальное произведение - оперу «Иоланта», в которой тоже нет ни одного отрицательного персонажа, и вся фабула тоже строится на борьбе добрых благородных героев с неблагоприятными природными обстоятельствами. Вот только в опере «Иоланта» герои (с помощью достижений науки) побеждают, а в народной сказке «Снегурочка» героиня гибнет под воздействием неодолимой силы земной природы.
Современный образ языческой Богини Снегурочки, имя которой однокоренное со словами "снеговик" и "снег", - сравнительно недавнее порождение великой русской культуры XIX века.
Наша божественная русская Снегурочка возникла как литературный персонаж.
Первоначальное исследование народных сказок о Снегурке провел А. Н. Афанасьев (см. второй том его труда «Поэтические воззрения славян на природу», 1867 год).
Под влиянием сведений о сказочной снежной девочке, полученных от Афанасьева, в 1873 году А. Н. Островский пишет поэтическую пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь славянских богов Деда Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время праздничного ритуала почитания вступающего в свои права славянского бога весеннего солнца Ярилы в День весеннего равноденствия (в день начала астрономической весны, который у наших древних предков-язычников был и первым днем Нового года).
Позже писатели и поэты превратили Снегурочку во внучку - боги не рождаются в результате единичного творческого акта отдельной личности, а всегда кумулируют в себе многие идеи народа.
Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.
Эскизы костюмов для нее выполнил В.М. Васнецов (в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове), а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н.А. Островского.
К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще два известных художника. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова (в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом). Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих (в меховой шубке), участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.
СнегуркаДальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и очень хорошо «вписалась» в программы городских рождественских елок.
Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.
В период репрессий 1927–1935 годов Снегурочка вдруг пропала.
Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.
В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Почему – до сих пор неизвестно.
В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.
Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. С тех пор на Снегурочку каждый Новый год перекладываются обязанности, с которыми на американской и западноевропейской рождественской елке Санта Клаус успешно справляется сам. А под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных ВУЗов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых.
Следуя нашей чудесной русской новогодней традиции, сейчас европейского новогоднего Деда тоже начала сопровождать прекрасная внучка.
Резиденция нашего Деда Мороза, как это известно всем, находится в Вологодской области, в Великом Устюге. Снегурочка с ним не живет. А где же?
На звание «родового гнезда» дочери Мороза и Весны претендуют два места. В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки – вот, вроде бы, и родина Снегурочки.
Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной постановке по пьесе Островского и, опять же в Абрамцеве, на сцене домашнего тетра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова.
Снегурочка загадочно молчит и не открывает адрес своего проживания. Наверное, опасается назойливых репортеров.
Впрочем, два из секретных адресов Снегурочки уже известны : Россия, 156000, г. Кострома, ул. Ленина 3, Снегурочке и Россия, 156000, г. Кострома, ул. Лагерная, д. 38. Терем Снегурочки На эти адреса Снегурочке можно отправлять письма в надежде получить ответ от Снегурочки или от ее добрых помощников.
Кострома. Терем Снегурочки зимой.
А вот у Деда Мороза официальных резиденций сразу несколько.
В 2006 году в московском парке Кузьминки открылась еще одна резиденция Деда Мороза. Здесь же построили двухэтажный домик и для его внучки. Деревянный терем выполнен в «луковичном» стиле по проекту костромских мастеров. Говорят, Снегурочке в нем тоже очень нравится.
Если ты захочешь послать письмо или открытку Деду Морозу обычной почтой, пиши на очень простой адрес: Куда: Север Кому: Деду Морозу (индекса не надо - этот адрес на почте все знают, и письмо обязательно дойдет, можешь быть уверен)
Письма Деду МорозуИли ты можешь написать на письме полный почтовый адрес Дедушки Мороза: Россия, 162390, Вологодская область, г. Великий Устюг, Деду Морозу
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
В России
Главный сказочный персонаж новогодних праздников — Дед Мороз . Добрый дедушка с длинной белоснежной бородой носит красную, синюю, голубую или белую шубу. В руках у него волшебный посох и мешок с подарками. Ездит Дед Мороз на санях, запряженных тройкой лошадей. Сопровождает зимнего волшебника внучка Снегурочка , а иногда и Мальчик Новый Год — малец в красной шубе и шапке с числом наступающего года на перевязи.
Кроме главного волшебника Деда Мороза во многих регионах России есть свои зимние волшебники:
* в Якутии — властелин холода Чысхаан
,
* в Чувашии — Хел Мучи
,
* в Удмуртии — Тол Бабай
,
* в Башкортостане и в Татарстане — Кыш Бабай
,
* в Карелии — Паккайне
("Морозец" в переводе с карельского языка),
* в Ямало-Ненецком автономном округе — .
В Белоруссии и на Украине
Дедушку Мороза называют Дзед Мароз или Зюзя , а — Дiд Мороз .
Как еще называют Деда Мороза и Снегурочку в разных странах?
* В Армении : Дзмер Папи
(Дед Зима
) и Дзюнанушик
.
* В Азербайджане : Шахта Баба
и Гаргыз
.
* В Кыргызстане : Аяз Ата
и Аяз Кыз
(Снежная Дева
).
* В Казахстане : Аяз Ата
и Акшакар
(Белоснежка
).
Забавно называют Дедушку Мороза в Болгарии — Дядо Мраз .
В Молдавии и в Румынии
Дед Мороз и — (Дед Рождество ) — носит красный овечий тулуп и высокую шапку кушму из овечьего меха, словно генеральскую папаху. Сопровождает доброго дедушку не внучка Снегурочка, а маленький ручной барашек.
В Монголии
Дед Мороз в Монголии — Увлин Увгун — носит традиционную одежду скотовода: длинный тулуп и большую шапку из лисьего меха. В руках у монгольского Деда Мороза плетка, которая напоминает детям, что надо хорошо себя вести. Увлин Увгун приходит на праздник вместе с Зазан Охин (Девочка Снег ) и Шинэ Жил (Мальчик Новый Год ).
В Северной Америке и в Западной Европе
Санта Клаус (Рождественский Дед ) — это североамериканский и западноевропейский Дед Мороз. Санта — добрый упитанный дедушка с широкой белоснежной бородой и большими усами. Рождественский Дед носит красные штаны и красный полушубок с белой опушкой из меха. Передвигается Санта Клаус на волшебных санях, запряженных северными оленями.
Во Франции
В новогодние праздники приходят Пер Ноэль (Отец Рождество ) и Пер Фуэтар (Дед с розгами ). Пер Ноэль как две капли воды похож на Санта Клауса из . Пер Фуэтар — бородатый старик в темном плаще и меховой шапке, за спиной он носит корзину с розгами. Пер Ноэль раздает подарки послушным детям, а Пер Фуэтар воспитывает непослушных капризных детей.
В Испании и в Стране Басков
Санта Клауса называют Папа Ноэль (Папа Рождество ), а в Стране Басков есть свой зимний волшебник — Олентцеро . Олентцеро одет в традиционную одежду, носит черный берет, и при себе у него всегда есть небольшая фляжка хорошего испанского вина и трубка с табаком.
В Германии
В Германии в зимние праздники приходят Святой Николай (Николай Чудотворец ) и Рыцарь Рупрехт . Святой Николай дарит подарки послушным детям, а Рыцарь Рупрехт раздает родителям непослушных детей палки для наказания.
В Италии
Итальянского Санта Клауса называют Баббо Натале , но кроме него есть еще один сказочный новогодний персонаж — Бефана . Бефана — старая ведьма, но очень добрая. Маленькая старушка в старом плаще прилетает в дом на метле через дымоход и наполняет подарками детские чулки, подвешенные к камину. Однако подарки достаются только послушным детям, а непослушным и капризным детям Бефана кладет в чулочки золу и угольки. Заботливые итальянцы оставляют на камине бокал вина или чашку кофе с печеньем для маленькой ведьмы, Бефана же, в свою очередь, перед уходом может подмести пол волшебной метлой щедрому хозяину дома.
В Норвегии
В Норвегии рождественские подарки по домам разносит Юлениссе . Юлениссе — маленький старичок с белой бородой, этакий Санта-карлик. Подарки волшебный гном возит в тележке, запряженной белоснежным рождественским козликом, которого называют Юлебукк .
В Чехии
Много сказочных новогодних персонажей, один из них — Дед Микулаш . Добрый дедушка с большой белоснежной бородой носит подарки в заплечном коробе. Дед Микулаш приходит на праздник не один: его сопровождают ангелочек и чертенок. Ангелочек вручает подарки послушным детям, а лохматый чертенок шутливо журит непослушных детей.
В Финляндии
Йоулупукки — Дед Мороз